Итак, в 18:45 я двинулся по дороге E6 из Олдерфьорда в Альту, где еще в прошлом году нашел отличную стоянку на въезде в город, на которой и планировал остановиться. Кроме того, в этом городе оказался приличный магазин туристского снаряжения MX sport, куда хотелось зайти с прагматическими целями.
За 55 минут с тремя короткими остановками доехал до Skaidi, где шоссе E6 поворачивает влево, а прямо уходит дорога № 94, ведущая в Хаммерфест. Там я был в прошлом году, поэтому сворачиваю по E6 налево.
После Skaidi E6 идет вдоль реки (каньон), а потом выходит на обширное горное плато, продуваемое ветрами. Дорога чистая, еду спокойно на заднем приводе, не подозревая никаких пакостей. И вдруг, понимаю, что машина как-то утратила связь с дорогой и едет не вполне прямо, подчиняясь каким-то неведомым мне правилам. Скорость чуть больше 70 км/час (44,7 миль/час по навигатору) и я понимаю, что включать на ходу таких условиях передний привод будет не самым лучшим решением. Дорога идет слегка на подъем, поэтому пытаюсь погасить скорость естественным путем, плавно убрав ногу с педали газа. Однако это слабо помогает и машина начинает отчетливо рыскать, пытаясь улететь с дороги. Машин вблизи, к счастью, нет и я выбираю для покидания дороги левое направление, поскольку там склон более пологий. Не готов с уверенностью сказать — мне удалось чуть подправить движение машины или провидение расстаралось, но мой 2,5 тонный УАЗ уходит влево под углом градусов 10-15 к осевой линии, преодолевает встречную полосу, слегка расчищенную обочину и со всей дури летит прямиком в сугроб.
Слышу грохот валящихся с переднего пассажирского сиденья фотоаппарата, объективов, компьютера и прочей мелочи, брошенной туда по ходу дела. Скорость гаснет довольно быстро (снег уже весенний и достаточно раскисший) и достаточно быстро машина останавливается, изрядно накренившись влево. Вижу в боковое стекло какие-то домики вдали, впереди у самого капота верхушку чахлого кустика или деревца, а справа вверху склон дороги. Пытаюсь осторожно открыть левую дверь, но не тут то было. Спустя некоторое время понимаю, что дверь не заклинило от удара — просто машина ушла в снег существенно выше порогов и вряд ли у меня хватит сил этот плотный снег дверью растолкать. Да и дверь жалко.
На часах 19:40 и скоро начнет темнеть, поэтому медлить нельзя. Опускаю до предела стекла левых дверей и выбираюсь наружу через переднее окно. Через открытое окно задней двери добираюсь до лежащей в багажнике мелкой лопатки. Она, конечно, не очень удобна для работы, но в качестве средства для откапывания дверей подойдет. Осторожно, чтобы машина не рухнула вниз по склону раскапываю двери слева, потом дверь багажника и достаю лопату, рукавицы, пуховку (ветерок дует довольно сильный, а ехал я в весьма легкой одежде). Начинаю осмотр и поиск выхода из создавшейся ситуации.
Машина, вроде цела, урчит двигателем вполне нормально. Однако снег глубокий и сижу я в нем прочно, не доставая колесами до земли или хотя бы промерзшего снега, за который можно было бы зацепиться. Копать, как минимум до завтра. Через несколько минут останавливается шедший со стороны Альты Опель и вышедшая оттуда женщина интересуется моим и автомобильным состоянием. Выяснив, что мы оба живы и вполне целы, сетует на невозможность помочь и уезжает. Еще через пару минут останавливается очередная легковушка, на этот раз Форд. Водитель, достаточно молодой парень, пытается предложить свою помощь, но, узнав разницу весовых категорий наших машин, понимает тщетность такой попытки. Однако начинает активно помогать мне в раскопках, благо я добыл из багажника «боевую» лопату.
Покопав некоторое время со мной, парень соображает о наличии в Норвегии автомобильной службы помощи и по телефону начинает выяснять, сколько будут стоить ее услуги. Через несколько минут сообщает мне, что стоить удовольствие будет не менее 2000 крон (примерно 10 000 рублей) и приедут они не очень скоро. Я бы может и согласился на эту сумму, но тому препятствовали целых три обстоятельства:
- в конце концов, я ехал за приключениями и найдя их, неразумно сразу же обращаться в платную службу поддержки;
- машина приедет нескоро и тупо сидеть в ожидании совсем не вяжется с моими привычками;
- наличных денег с собой у меня просто не было, а служба дорожного спасения могла и не принять карточку.
В результате я отказался от вызова службы спасения и продолжил делать подкоп, чтобы поставить машину на колеса. Прошло какое-то время, особого прогресса в раскопках не наблюдалось и тут мимо проехал какой-то микроавтобус. Я даже подумать не успел о том, что его масса уже может оказаться достаточной для моего спасения, как этот автобус прижался к бровке и остановился. Оттуда вышел крепкий высокий парень и даже не подходя к нам, сразу открыл заднюю дверь, вытащив оттуда бахилы, ветрозащитную куртку с катафотами рукавицы и прочее. Тут я понял, что судьба явно прислала мне выручку и, прекратив копать, подошел к неожиданному спасителю, который тем временем облачился в боевую форму уже полез в свой микроавтобус за тросом и шаклами.
«Этого не надо, у меня есть хороший динамический трос,» — говорю я ему. Парень все понимает, подъезжает поближе ко мне, цепляем меня за задний крюк к его фаркопу и он начинает тянуть, а я пытаюсь ему помогать, включив задний ход и пониженную передачу. Это было ошибкой, поскольку машина стояла на склоне и вместо движения по пробитому следу с помощью буксировщика в результате моих действий она дополнительно сползала влево — вниз по склону. С первой же попытки стало ясно, что статически меня Транспортером не вытянуть (легкий он слишком и буксует, несмотря на шипы), поэтому тактику нужно менять.
Расчищаем снег метра на полтора позади машины и мой спаситель, разогнавшись сколько можно, рывком сдергивает меня с места. Машина ползет к дороге, одновременно сползая влево по склону. Однако раз за разом дорога становится все ближе и вскоре мои колеса уже цепляются то ли за промерзшую землю, то ли за снег. Выбрался с божьей помощью. Пора познакомится со своим спасителем. Благодарю его, представляюсь и спрашиваю, чем ему обязан. Ответы можно было предположить разные, но его слова тронули меня нешуточно. Он поблагодарил меня за созданное мной в его жизни приключение и возможность помочь попавшему в беду человеку, отказавшись от какого-либо материального вознаграждения. Попытался предложить ему хотя бы пива, которого у меня было в достатке, а он отказался и в ответ предложил мне в подарок шаклы, которыми цепляли машины. Шаклы у меня были с собой, поэтому я тоже отказался и еще раз поблагодарил своего спасителя,оставив ему свои координаты вместе с обещанием при наличии у него такого желания организовать ему таких приключений немеряно в России. На том и расстались, довольные друг другом.
Все приключение заняло 1 час и 9 минут (восстановлено по треку). Уже стемнело, поэтому я с большой осторожностью, включив полный привод потихонечку (не более 70) поехал в сторону Альты. Однако, через несколько минут вспомнил, что оставил рядом с дорогой свою боевую лопату. Впереди еще много неизвестного и бросать столь ценный инструмент негоже, поэтому, несмотря на суеверия, развернулся и поехал вызволять свой шанцевый инструмент. Дорога туда-сюда заняла 20 минут и в 20:05 я снова двинулся в направлении Альты.
Больше приключений на пути не встретилось и в 21:40 я запарковался на понравившейся еще в прошлом году стоянке в небольшом сосновом лесу между дорогой и морем. Стоянка еще в снегу, но для одной ночевки вполне пригодна.
Ужинать и спать.